Экзистенциальные смыслы игровых практик в современном спорте

Ощущение жизни

В процессе игры возникает новая реальность. Спорт дает тому наглядное представление. Арена становится замкнутой вселенной, где пространство и время принимают специфические свойства. Ощущение времени в ринге, продолжительность раунда 3 минуты, может отличаться от восприятия времени вне ринга зрителем.

Во время матча атлет может пережить состояние близкое к смерти, ощутить подлинную экзистенцию. Зритель, наблюдая драму, разыгрывающуюся на арене, также переживает катарсис. Нокаут в ринге – это напоминание о внезапной смерти. Зритель на безопасном расстоянии прикасается к таинству.

Спорт создает экзистенциальные ситуации. Атлет после тренировок чувствует боль в мышцах. Он ощущает тело. Вместе с болью приходит осознание своего существования. Взамен ментальному подтверждению «мыслю, следовательно, существую», человек получает физическое, осмысленное доказательства бытия.

Мышление игровика

Игра рождает особый тип мышления. В единоборствах стиль ведения боя так и обозначают – игровой, а бойца называют – игровик. Игра генерирует мысль, которая воплощается в конкретные движения. Игра выступает в роли образующей идеи того, как необходимо двигаться. Такие атлеты отличаются специфическим мышлением, приносящим победу. Причем этот тип мышления не является общим для всех. Другой спортсмен наоборот может воспринимать спорт всерьез: не играться, а биться насмерть. И для него игра – фатальна.

Ж.-П. Сартр в программной статье «Экзистенциализм – это гуманизм» определяет что «существование предшествует сущности». Сущность игры мы понимаем лишь после участия в ней. Причем исходя из сартровских установок экзистенциализма каждое участие субъективно. Боксер может окончить бой по пояс в крови, а может «выйти сухим из воды», выиграв за счет технических качеств. Участник игры сам создает образ того, как необходимо действовать в игровом мире.

Мир игры

Игра создает мир новых смыслов и превращенных вещей. Теннисная ракетка Марии Шараповой это и спортивная экипировка и инструмент, с помощью которого она подобно ремесленнику зарабатывает деньги. У Л.С. Выготского «играющий оперирует больше смыслами, доминирующими над вещами». Вещное пространство игрока наполняется «новой культурной нагрузкой». Ринг может стать полем битвы, а может – театральной сценой. В первом случае согласно типологии Роже Кайуа мы имеем дело с игрой-агоном, а во втором с игрой-подражанием.

В основе игры может лежать драматический сюжет. А сам спортсмен может мыслить себя в некоей роли, как в игре, так и в мире вне игры. Спортсмен всю жизнь может быть исполнителем замысла «сценариста». Болельщики нарекли его «последней надеждой» или наделили сакральными смыслами. Роль способна затмить подлинную сущность человека. Кого мы помним лучше: комедийного персонажа Шурика или актера его сыгравшего – Александра Демьяненко. Статус чемпиона оборачивается тяжелой ношей. Может статься, что спортсмен и во время игры начнет проявлять не свою сущность, но псевдосущность – быть в образе.

P.S.: С сезона 2017 года наши тренировки обогатятся новыми смыслами. У меня есть цель – написать диссертацию на тему, обозначенную в заглавии к посту, и защититься в 2020 году. Текст – философский, подход – боксерский. К тому же экзистенциализм – как философское учение – наиболее подходит для обогащения именно боксерских тренировок.

И, конечно, мне хочется найти единомышленников, для которых поиск смыслов находится не на последнем месте. Кто хочет постигать бокс как игру, а игру как жизнь. Отзовитесь ))). 

Понравилось? Поделись с друзьями!

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>