Кино о боксе: «Жирный город» («Fat city»)
Спортивная драма мэтра мирового кинематографа Джона Хьюстона о двух боксерах. Карьера и жизнь стареющего боксера катится в пропасть, а молодой боец только начинает свой путь. В фильме бокс создает связь между главными героями. Но центральной темой является не спорт, а старость и деградация белого американца. Режиссер тонко подмечает все социальные признаки этого процесса. Безработица и необходимость конкурировать за рабочее место с мексиканцами, азиатами и афроамериканцами; отсутствие перспектив и зависимость. О том, какие еще смыслы и значения можно обнаружить в фильме, читайте в статье ….
Главные роли исполняют Стейси Китч и Джефф Бриджес. Герой Китча — вышедший в обойму боксер Билли Талли. Его жизнь пошла под откос. Как признается сам Талли, падение началось после ухода жены, фото которой он всегда носит при себе. Он пьёт и тешит себя мыслями о возвращении в бокс. Хотя его время уже прошло, все шансы упущены. Талли около 30-ти лет, но он чувствует себя глубоким стариком.
В зале бокса Талли встречает молодого паренька Эрни Манга (Джефф Бриджес). Эрни идет 18-й год. Он молод и еще не определился в жизни. Талли наставляет его попробовать силы в профессиональном ринге, провести свой первый бой…. С этого момента мы наблюдаем, как главные герои устраивают собственный быт. Чтобы не погружаться в детали, я разберу несколько ключевых моментов из жизни героев.
Женщины
Билли Талли носит фото жены в кармане. Он продолжает ее любить и надеяться на ее возвращение. При этом менеджер Талли считает, что именно жена виновата в разрушении Талли как боксера и как личности: «она сломала его душу». Подтверждение этой версии — в болезненных отношениях, показанных в фильме, с женщиной Омой, истеричной алкоголичкой. Эти отношения окончательно разлагают личность Талли. Он становится бродягой и законченным алкоголиком.
Как сложится судьба Эрни, мы можем только догадываться. После ночного свидания с подружкой, он проваливается в лужу с грязью по самое горло. Можно предположить, какую перспективу для молодого парня рисуют авторы фильма. По крайней мере, я так «прочитал» этот эпизод. Вообще фильм мужской и женщинам здесь отведена функциональная роль. Они выступают в качестве помех на пути к успеху. Например, Ома своими истериками провоцирует в Талли вспышки гнева и ему для подготовки к бою приходится съехать от неё.
Жирный город или Город Изобилия
Жирный город (Fat City) – это одноименный роман Леонарда Гарднера, по которому и снят фильм. На уличном слэнге «fat city» — это земля обетованная для всякого бедняка. Там все сыты и живут в достатке. Но герои фильма находятся по ту сторону заветной мечты. Они бедны и вынуждены тяжелым трудом добывать копейку на пропитание.
Если Эрни еще молод и полон энтузиазма, то Билли потрепан жизнью так, что в тридцать лет ощущает себя глубоким стариком. Об этом откровенно говорит финальная сцена фильма.
Труд
Поскольку герои фильма находятся практически на социальном дне, то и их труд груб и непритязателен. Билли Талли между запоями отправляется на плантации собирать урожай. Он не владеет конкретной рабочей профессией. Он вынужден скитаться и заниматься поденщиной.
На одной из вахт он вновь встречает своего молодого знакомого Эрни. Тот решил заработать «пару лишних баксов». Здесь еще раз подчеркивается связь двух героев. Молодой идет вслед за главным героем и наступает на те же грабли.
Бокс
Первые бои Эрни оборачиваются провалом. Раз за разом он оказывается битым, нокаутированным, но продолжает выступать на ринге. Впоследствии, он обретет уверенность на ринге и начнет выигрывать «ключевые поединки», так же как это было с Билли Талли. Последний испытал мимолетный взлет (деньги, новая машина, дом), но не смог удержаться на высоте.
Бокс в фильме не романтизируется, наоборот, режиссер Хьюстон предельно реалистичен. Никто из показанных в фильме боксеров не оказался в ринге от хорошей жизни. В одном кадре показан уход с арены проигравшего боксера. По ходу его движения перед ним гаснут лампы одна за другой. Одинокая фигура в темноте – такой образ боксера рисует режиссер фильма.
Рассизм
В ряде сцен, а также в диалогах и взаимоотношениях главных героев проскальзывает напряженность в расовых вопросах.
Менеджер Луно ищет «великую белую надежду» — боксера, которого полюбят англосаксы. Подружка Талли – Ома — была замужем за индейцем, сейчас – за афроамериканцем. Но при этом она на дух не переносит мексиканцев. К тому же в южных штатах существовали законы о запрете смешанных браков, за что и пострадал чернокожий муж Омы. Устами Омы звучит мысль: «Белая раса деградирует».
Финальная сцена
В конце фильма Билли вновь встречается с Эрни. Билли окончательно спустился на самое дно, а у Эрни дела идут в гору. Они пьют кофе. Их обслуживает глубокий старик, который в моей интерпретации – Билли в будущем. Билли настоящий – пьяница и бродяга. Билли прошлый – перспективный боксер, у которого есть шанс добраться до Города Изобилия.
Но это еще не все. Билли Талли оборачивается и наблюдает за двумя столами. Слева, как мне показалось, сидят мексиканцы. За столом справа – афроамериканцы и один белый седой мужчина. Вот эту сцену я не могу основательно осмыслить. То ли это намек на будущий этнический состав США, то ли герой пытается сделать для выбор. К какому из столов присоединиться? Этот выбор ждет белого американца в ближайшем будущем. Сегодня, когда в США обострились межрасовые отношения, эта сцена выглядит как никогда актуальной.
Если у вас есть идеи и предположения, чтобы ещё значили финальные кадры фильма, пишите в комментариях.