В точку: правый прямой Вячеслава Лемешева


Думаю, излишне рассказывать о блестящей спортивной карьере советского боксера Вячеслава Ивановича Лемешева. Речь будет не о биографии, а об особенностях ударной техники. Поклонники бокса помнят его триумф на Мюнхенской Олимпиаде 1972-го года. Лемешев завоевал «золото» в весовой категории до 75-ти килограммов, отправив в нокаут финна Рейма Виртанена.

Лемешев обладал невероятной реакцией, определявшей его способность наносить удар молниеносно, в нужный момент и в точку. Считается, что так бить правой, как это делал Вячеслав, невозможно научиться. Это природный дар. В обзорах на тему «правого прямого Лемешева» техника в основном анализируется с точки зрения движений боксера. Но в настоящем обзоре мы посмотрим на характерное Лемешеву исполнение прямого удара с позиции других единоборств.

В боевых искусствах, в каратэ, например, практикуется фронтальный удар кулаком. Скорость данного удара создается движением верхней части корпуса. Чтобы замаскировать этот удар движения тела, как поворот бедер и плеч, должны быть незаметными. При этом небольшой по амплитуде, но сильный поворот бедра позволяет вложить в удар дополнительную мощь.

Фронтальный-удар-кулаком

Фронтальный удар кулаком

Важно отметить, что фронтальный удар кулаком наносится из положения «кулак от пояса». В таком положение плечо освобождается от излишнего напряжения. Это исключает различные дефекты, разрушающие мощь прямого удара. Например, боксеры-новички, поддергивая плечом вверх в момент удара, в разы уменьшают его силу. Также при излишнем напряжении, утомление мышцы наступает быстрее и скорость реакции ухудшается.

Лемешев держит правую бьющую руку чуть ниже линии подбородка. Рука находится в естественном, не скованном, положении. Можно сказать даже, что Лемешев расслаблен. Но более точным определением будет слово «пластичен», в его действиях отсутствует напряжение, он проявляет гибкость в ситуации боя. Вот эта, так скажем, расслабленность позволяет быстро реагировать и бить в нужный момент. Это состояние предельной концентрации и подвижности, Нахождение в моменте «здесь и сейчас».

Подобное качество мы можем наблюдать в технике Мохаммеда Али. Когда его манеру сравнивают с танцем, забывают сказать, что танец является одним из проверенных способов привести человека в состоянии особой пластичности и чувствительности. Его движения быстры, мощны, но выглядят так, словно он бьет как-то расслабленно и непринужденно. Молниеносный удар правой Али наносит также с чуть опущенной руки. И его реакция и чутье момента также феноменально.

В попытке объяснить технику правого точечного прямого удара в голову в исполнении Вячеслава Лемешева мы пришли к тому, что на качество удара влияют две предпосылки. Первая, бьющая рука должна быть чуть опущена. Это противоречит классическим представлениям об оптимальной позиции рук в боксерской стойке. Но это позволяет исключить излишнее напряжение, которое может влиять на скорость удара. Вторая предпосылка заключается в необходимости достижения особого состояния пластики, схожей с танцем. Когда движения кажутся расслабленными, но при этом несут в себе мощный импульс.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *