Как некоторые аспекты техники рисунка Леонардо да Винчи могут улучшить технику бокса
В минувшие выходные в одном казанском кинотеатре показали документальный фильм «Ночь в Лувре: Леонардо да Винчи». Благодаря расставленным в ленте акцентам явно проступили прикладные значения наследия итальянского мастера. Попробуем применить некоторые из них к сладкой науке кулачного боя.
Поиск абсолюта движения
Леонардо да Винчи прошел «школу бокса» у скульптора Андреа дель Верроккьо. На занятиях у флорентийского мастера ученики бесконечно долго исследовали игру света и тени, рисуя изломы, изгибы тканей, размещенных на разных предметах. Можно эти упражнения сопоставить с работой на боксерских мешках. Да Винчи в этом базовом упражнении превзошел, вероятно, всех воспитанников, став pound for pound художественной студии.
Молодой гений освоил мастерство и перенял знания своего учителя, но он не остановился в творческих поисках. Леонардо стремился передать абсолют (неизменная первоснова) движения – сохранить его при помощи художественных средств. Мастера его эпохи придерживались классических взглядов на форму. Читай так: рисунок должен иметь завершенность. Но при этом рисунок становится статичным, в нем утрачивается ощущение движения.
Чтобы сохранить движение в скульптуре Верроккьо «скручивал» тела по спирали, придавая фигурам стремительность и направленность (Христос и святой Фома). А Леонардо рисовал, делая множественные штрихи, словно запечатлевая разные стадии движения. Именно такой рисунок позволяет передать движение.
Второй важный момент: многие работы Леонардо остались незавершенными. Такой «открытый финал» замыслом имеет сохранить движение, которое как бы остановилось в промежуточной точке для зрителя (картина «Голова девушки с растрепанными волосами»).
Айда, уже про бокс!
Коротко. В боксе можно следовать академическим канонам – стремится к законченной форме движения (эталонная советская школа бокса). А можно подойти к вопросу подобно гению Леонардо да Винчи – искать абсолют боксерского движения и оставлять некую незавершенность внешней формы.
В бою Хаглер – Леонард, первый — каноничен и завершен словно древнегреческая скульптура, второй – пребывает в постоянном поиске. Хаглер всю карьеру был стабильным бойцом, его стиль и манера на оставались неизменны. Он – есть эталон. А Леонард весь бой наносил быстрыми стремительными штрихами телесные движения, создавая неповторимый рисунок боя. И сумел сохранить полную свободу и спонтанность движения. Леонард не поставил точку в бою. У многих осталось ощущение незавершенности, а еще – неоднозначности результата. И этот бой продолжает жить своей отдельной жизнью, как и картины Леонардо.
И как же улучшить технику бокса?
- Оттачивать свою манеру движения. У многих боксеров есть характерные двигательные черты: одни выписывают фигуры передней рукой, другие покачивают корпус, третьи «пританцовывают». Вот эти манерные элементы и есть «штрихи», с помощью которых совершается поиск абсолютного движения, самого оптимального удара в конкретном поединке.
- Оставлять некую незавершенность, что может пониматься еще и как спонтанность. Отлично, если боксер стабильно владеет определенным арсеналом. Он может даже ограничиться дисциплинированной работой в ринге, пусть даже такой бокс выглядит механистичным, но при этом необходимо оставить пространство, где движения не имеют логического завершения. Конкретно, речь идет об ударах, которые заметно отличаются от культивируемых в школе бокса. Например, кубинцы наносят удар в туловище характерным движением, совершаемым при рубке тростника. Это и есть незавершенность. Такой удар не был доведен до логически окончательной формы, которая может быть эталонной для зала бокса. Наоборот, удар остался открытым для поиска радикально нового движения.
Вот такой необычный маневр от Леонардо да Винчи к технике бокса.