Необходимо ли спортсмену творческое мышление?
Ответ — ДА.
Давно задумал этот пост, но только сейчас мысли стали складываться в систему противоречий. Попробую тезисно изложить некоторые взгляды на воспитательный (тренировочный) процесс. Сделаю это на примере нашей с сыном совместной работы. Чуть больше года назад Егор начал бомбить стену несанкционированными рисунками. Шаг к творчеству я воспринял с воодушевлением (ниже фото: так выглядела наша стена в декабре 2016-го года).
И вот почему:
- Сын учился держать в руках фломастер и карандаш. Это первые попытки научить свое тело и мозг рисовать. Мне не хотелось ставить ему рамки: «на стене нельзя рисовать». Мышление художника нельзя загонять в рамки. А у любого ребенка мышление творческое.
- Мне же хотелось поддержать идею преобразования окружающего мира и хулиганские устремления Егора. Хулиганское мышление по содержанию нестандартно и изобретательно. Хулиганов необходимо поощрять и направлять. К тому же в задорных выходках можно обнаружить интересные моменты, присущие только вашему ребенку.
- Глобально эта стена символизирует две противоположные идеи — процесса и конечного результата. Что важнее? Наша картинка — это процесс, не имеющий начала и конца. Мы добавляем новых персонажей, что-то перерисовываем, детализируем. Нет генерального эскиза, нет плана. Но есть бесконечный процесс, который делает лучше наше рисование. Результат вне процесса. Если провести аналогию с жизнью, то результатом жизни является смерть. Смерть как результат находится за гранью познания. И все что нам остается — выжать максимум из процесса. Но это уже совсем другая история ))))
- Рисование — это наш с сыном диалог. Свинка Пепа — его идея, Тайсон с тигром — мой ответ.
Наблюдения
Мы спонтанно возвращаемся к рисунку. Раз в месяц или два. Чуть больше года.
За это время Егор научился готовить рабочее место, открывать и смешивать краски, пользоваться палитрой, рассказывать и объяснять сюжетные линии героев вымышленного мира. Он берет кисточку с краской и начинает рисовать: «Я делаю облака и снег. А здесь будет такая дверь». Конечно, он еще не владеет кистью так, чтобы изображать задуманное точно, но он формирует связь воображение — рука — поверхность для рисования.
У Татьяны Черниговской в лекциях есть одна фраза. Она задается вопросом, что происходит в мозге у танцора, который должен изобразить грусть. Он слышит музыку, он формирует некий образ, но что творится в «черном ящике» в этот момент — как из набора элементов рождается танец. Кто-то из великих математиков сказал: «Меня совершенно не интересует математика. Меня интересует только нравственность». Для ученого наука стала воплощением идеала нравственности. И движущей силой стала абстрактная идея.
Задача родителя и педагога обнаружить эту идею, которая будет давать топливо и энергию всю жизнь. Сдать ЕГЭ, выиграть чемпионат, поступить в престижный вуз, красный диплом — это только атрибуты повседневного мира. Но если в эти понятия вселить душу (идею), весь мир преображается для ребенка. Ребенок сам подскажет. Дети так и говорят на занятиях боксом — я хочу быть сильным, хочу побороть страх. И сила и страх — это мощные абстрактные идеи. Через них можно воздействовать на ребенка. В самом начале мы установили, что у ребенка мышление художника. Художник ни разу не исполнитель. Можно убить творческое начало одним требованием: «нарисуй-ка коричневое дерево с листочками по этому образцу». То есть задать рамки определенным результатом.
Терпение родителя и тренера
В процессе замечено:
- Частенько Егор зарисовывает то, что было старательно проработано. Несколько раз я поймал себя на недовольстве: по сути мог быть перечеркнут результат часовой работы. Потом я вспоминал про идею процесса. Эта же идея — терпения. Реально ребенку может потребоваться десять тысяч попыток прежде, чем он нарисует пингвина. Тренеру и родителю необходимо только терпение и вера, что ребенок, действительно, когда-нибудь нарисует пингвина.
- Любую деятельность можно свести к упражнению для выполнения конкретных задач.
- Родителю необходимо исключить жесткие требования и эго. У ребенка свой мир, который не обязательно должен соответствовать миру взрослого. Мы не должны что-то навязывать, но наша обязанность заинтересовать детей. Ребенку важно быть вовлеченным в процесс.
Для младшего возраста главным процессом является игра.
Парадокс
Есть одно противоречие или даже парадокс. С одной стороны мы пытаемся раскрыть мир ребенка, обнаружить таланты, а с другой — он пытается копировать нас. «Не пытайтесь воспитывать, все равно ваши дети будут похожи на вас» — гласит наставление родителям. И получается, что каждый родитель должен круто работать в первую очередь над самим собой. А ребенок — видеть процесс совершенствования папы и мамы. От этого расти духовно, морально, интеллектуально и физически. Причинно следственные связи выстраиваются просто: чтобы ребенок делал зарядку — делай ее сам и т.д.
p.s.: В следующем посте расскажу о том, как Егор научился пользоваться острым топором ))))).